Физическая подготовка актера

(Сергей Мишенев)
Клуб Бартитсу В России
Создатель бартитсу Бартон Райт
Бартитсу в фильме о Шерлоке Холмсе "Смертельная схватка"
Кто выбирает актерскую профессию
Тактика классического фехтования для руководителей
Сабельный семинар Януша Синявского

Недавно я узнал об одном оригинальном требовании, распространившемся, в последнее время, среди актеров Голливуда. Оказывается теперь, правилом хорошего тона, считается способность актера делать что-то, невозможное для простого обывателя (зрителя).

Конечно, мы понимаем (и голливудские актеры, несомненно, тоже), что подобной невозможностью является сама актерская профессия: простой обыватель явно не сможет сыграть ни Ретта Батлера, ни даже Терминатора. Однако, эти технические тонкости показались американскому обществу недостаточными, и теперь большинство актеров учатся ходить на руках, делать сальто или садиться на три шпагата.

Невозможность самостоятельного выполнения этих трюков стала совершенно очевидна для среднестатистического кинолюбителя и американское общество успокоилось. Теперь, добропорядочный гражданин действительно понимает: актерская профессия, это то, чего он не может.

Познакомившись с этой странной традицией, я, поначалу, отнесся весьма скептически к перипетиям зарубежной профсоюзной мысли. Но вместе с тем, не мог не отметить, что физическая подготовка среднестатистического американского актера, позволяющая выполнять акробатические упражнения, действительно являет собой некий уровень, недостижимый для большинства российских мастеров сцены (экрана).

Мне, по роду моей профессии, постоянно приходится сталкиваться с физической подготовкой актеров. Не могу сказать, что уровень этой подготовки низкий. Но до совершенства, как правило, тоже бывает довольно далеко. Возможно, этому есть закономерные исторические предпосылки.

Но если это так, значит и тенденции дальнейшего развития физической культуры актера должны быть очевидны! Попробуем обратиться к недавней истории.

Наиболее серьезным потрясением для физического уровня отечественной актерской школы стала Великая Отечественная война. Актеры послевоенного периода не отличались ни физическими способностями, ни выдающимся телосложением.

Первым, кто обратил на это серьезное внимание, был профессор Иван Эдмундович Кох. Коху пришлась столкнуться не только с базовой физподготовкой, но и с такой проблемой как выраженная деградация мускулатуры.

Для борьбы с этим злом, Иван Эдмундович даже сделал особое изобретение – «ватоны».

«Ватоны – пишет Кох – представляют собой нашитую на нижнее трико или трикотажные кальсоны вату, покрытую марлей. Их назначение – имитировать мускулатуру ног… Надевают ватоны под верхнюю одежду».

Кроме этих накладок, Коху пришлось разрабатывать и особую технику актерской работы на сцене. Так, соответственно этой технике, актеры с кривыми ногами должны были играть, располагаясь в профиль к зрителю, или «в неполной третьей позиции» . Для скрытия сутулости следовало либо учиться выпрямлять спину, либо играть в фас к зрителю.

«Подобная индивидуальная техника может быть найдена почти для всех недостатков, при условии, что эти недостатки не очень активно выражены».

В случае, когда физические дефекты актера невозможно было скрыть накладками и индивидуальной техникой, Кох констатировал полную профессиональную непригодность, делая исключения «только для актеров острохарактерного плана и только в кино».

Физическое несовершенство актеров особенно проявлялось в фехтовальных сценах.

Необходимость активно двигаться, используя сложные специализированные навыки, предполагала совершенно иной уровень тренированности.

Учитывая это, Кох создал в 1948 году первый (и, кстати, единственный) в Советском Союзе учебник сценического фехтования, сделав акцент на разработке наиболее простой (физически доступной) фехтовальной техники. Далее>>>

Cергей Мишенев

Дом на горе для экстремалов
Для экстремалов

Comments are closed.